Новые программы обучения водителей в автошколах

Теперь учат на водителей по-новому…

 

Эта статья является комментарием к  Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

 С 11 августа 2014г вступает в силу очень важный документ для всех желающих получить автомобильные права. Он регламентирует программы профессионального обучения водителей транспортных средств, утвержденных Министерством образования России.

Поскольку данный документ очень важный, без него не мог заработать в полную силу закон о безопасности дорожного движения. Хотим напомнить, поправки в него вступили в силу еще 5 ноября 2013г. А именно, этими поправками были введены в действие новые категории и подкатегории. К примеру, появилась категория «М», дающая право управлять мопедами и скутерами. До настоящего момента водить эту технику разрешалось без прав.

Несмотря на то, что поправки в закон о безопасности дорожного движения вступили в силу еще осенью 2013г, ГИБДД не привлекала таких водителей к ответственности по причине невозможности пройти обучение и получить эти права.

Ведь не было программ подготовки водителей, но после вступления закона в силу водителям мопедов придется получить необходимый документ.

Права на мопед

Также напомним, что любая открытая категория дает право на управление мопедом. Получить категорию «М» можно теперь с 16 лет, раньше за руль мопеда можно было садиться с 14 лет.

Отсутствие программ подготовки водителей также стояло проблемой при разработке нового регламента по приему экзаменов. Непонятно чему и как учить — неясно что принимать.

О регламенту расскажем позже, вернемся к программам. В чем их отличие от нынешних?

Во-первых, в них указаны строгие требования к материально-технической базе автошколы, а именно требования к учебным автомобилям, классам и даже учебной площадке. Причем согласно правилам лицензирования, вступившим в силу 17 ноября 2013г, каждая автошкола, для обучения по новым программам, должна получить заключение Госавтоинспекции на соответствие этой базы учебным программам. Для площадки установлен минимальный ее размер — не меньше 0,24 га. Впервые в программах прописаны формулы, определяющие пропускную способность автошколы, которая зависит от количества и размеров классов и от количества учебных машин. Как Вы понимаете, автошкола, имеющая в наличии один учебный автомобиль, обучить за год две тысячи курсантов.

Все эти требования появились потому, что развелось много  «псевдо» автошкол с приставкой «якобы». О подготовке водителей там речь и не шла. Там просто продавали корочки об окончании автошколы, как в магазине! А поскольку до 5 ноября еще была возможность сдавать экзамен в ГИБДД экстерном — это было золотым дном для недобросовестных автошкол.

Одно лишь только требование о наличие правильной площадки сильно уменьшит количество желающих обогатиться на обучении водителей, потому что в площадку нужно вкладывать деньги. А ведь раньше можно было представить документы, чтобы получить лицензию, и этого достаточно было. Проверки не было, есть ли автомобили, площадка и классы. Поэтому и была возможность дешево распродавать корочки об обучении.

Более жестко по нечестным предпринимателям ударит расчет количества возможных курсантов. Так после вступления в силу этих программ можно будет надеяться, что автошколы начнут выпускать на дороги не «полуфабрикат», а действительно Водителей.

Сами же программы построены модулями. К примеру, базовый модуль, который изучают все при первичном обучении. Это самый большой блок — 84 часа, здесь обучают законодательству в сфере безопасности дорожного движения, оказанию первой помощи. Впервые включены в обучение психологические моменты, к примеру, как не допустить конфликтов на дороге, уделяется внимание самым незащищенным на дорогах людям — пешеходам, детям, велосипедистам.

Если человек уже имеет права, то для открытия следующей категории изучать базовый модуль не требуется. Достаточно пройти лишь обучение по спецификации для нужной категории.

Поэтому, если первоначальное обучение по количеству часов увеличилось, то для получения новой категории или подкатегории время на обучение сократилось. До настоящего времени на обучение по категории «В» отводилось 156 часов, из которых 106 – теория, 50 часов — практика. А теперь — 190 часов. Из них 130 — теория, 56 — практика и 4 часов- экзамен. Причем, если теория считается академическими часами, то практика — астрономическими.

Также впервые в программы обучения включен внутренний экзамен в самой автошколе.

Однако, открыв впервые категорию «В», на получение категории «С» не потребуется тратить столько времени. Ведь базовый модуль уже изучен, значит, минус 84 часа.

Для получения прав на мопед потребуется 122 часа, из них 100 часов — теория, 18 — практика и 4  — экзамен.

Также предусмотрена возможность обучения на автомобиле с АКПП (автоматической коробкой передач),но только для тех, кто уверен, что за руль автомобиля с механической коробкой никогда не сядет. После сдачи экзамена, эти люди получат в правах отметку «АТ», что дает возможность управлять автомобилем соответствующей категории только с АКПП. Время на обучение это сократит всего лишь на два часа.

Тем, кто уже сейчас обучается по старым программам можно доучиваться по ним же. Но ученики, пришедшие в автошколы после вступления в силу приказа, должны будут обучаться по новым программам.

Теперь по итогам обучения выпускникам автошкол будет выдаваться свидетельство о профессии водителя.

А вот теперь об экзаменах. Как уже говорилось, без принятия программ об экзаменах на вождение и говорить не приходилось. Теперь это стало актуальным. Уже давно в правительстве на рассмотрении находится постановление о допуске к управлению транспортными средствами. После подписания, ГИБДД сможет засчитывать внутренний теоретический экзамен и площадку в качестве основного экзамена. Но подходит это для автошкол с автоматизированными автодромами. Для автошкол, не имеющих автоматизированных автодромов, предусмотрен другой порядок. Сотрудники Госавтоинспекции будут приезжать к ним принимать экзамен. Понятно, что ученику легче сдавать экзамен на знакомой площадке и в «родной» автошколе. Но если процент сдачи у такой автошколы будет низким (ниже 80 %), то инспекторы не будут сюда приезжать и сдавать экзамен придется в ГИБДД на общих основаниях.

Для приема экзаменов необходим еще и административный регламент, но он уже практически готов. Программы подготовки водителей приняты, осталось дождаться подписания постановления правительства о допуске к управлению транспортными средствами и тогда уже будет принят и регламент. Ориентировочно, обучение по новым программам займет три месяца. Так что у Госавтоинспекции есть запас времени для утверждения этого документа. Но запас крайне небольшой.

 Подробно в автоновостях:

Читайте также:

04.08.2014

Добавить комментарий