Как правильно оценить ущерб от ДТП

Пострадавший в ДТП не был согласен с рассчитанной стоимостью компенсации, которую брали исходя из цены ТС, которая была указана в договоре купли-продажи. После обращения в Верховный суд сумма компенсации была пересчитана, а нижестоящие инстанции получили четкие указания, как самостоятельно действовать в подобных случаях.

А дело было так. Еще в 2015 году некий гражданин, двигаясь на своем мотоцикле по всем правилам ПДД, попал в аварию, виновником которой был водитель автомобиля.

Первым делом пострадавший отправился к своему страховщику. Надо отметить, что после ДТП его мотоцикл не подлежал восстановлению, обидным было то, что своего «железного коня» он приобрел всего три дня назад. Его стоимость по договору купли-продажи составляла 650 тысяч рублей, тогда как по договору ОСАГО максимальная компенсация за одно ТС может составить максимум 400 тысяч рублей. Отчасти, мотоциклисту повезло, ведь у виновника было оформлено расширение по ОСАГО, и его страховая могла скомпенсировать сумму до 1 млн. рублей. Именно поэтому пострадавший со всеми документами отправился в страховую компанию виновника. Но тут не хватило «надлежащим образом заверенных документов», из-за чего мотоциклист получил отказ.

Независимую экспертизу пострадавшему пришлось оплатить самостоятельно, эксперты подтвердили, что невозможно восстановить данное ТС, а аналогичное сейчас стоит на рынке 1 156 300 рублей. Из этой суммы вычли стоимость тех запчастей, которые остались годными после аварии, их рыночная цена составила 149 тысяч рублей. Таким образом, владелец мотоцикла ожидал получить оставшуюся сумму, которая составила чуть более 1 млн. рублей.

Суды первой и второй инстанции вынесли одинаковое решение: если три дня назад автомобиль стоил 650 тысяч рублей (по договору купли-продажи), то на момент аварии его цена не могла так значительно вырасти. Ведь нет никаких достоверных доказательств о том, что истец успел за это время дооборудовать свое ТС дорогостоящими деталями.

Математические исчисления судов были очень просты: со своей страховой компании пострадавшему должны были выплатить 251 тысячу рублей, то есть максимальная выплата (400 тыс. руб.) минус годные остатки (149 тыс. руб.). А со страховой виновника должны были доплатить еще 250 тыс.руб., то есть цена по договору купли-продажи (650 тыс. руб.) минус суммы выплаты от первой страховой (400 тыс.руб.). А выводы независимого эксперта не были рассмотрены в ходе данного слушания, при этом повторная экспертиза также назначена не была.

А вот Верховный суд посчитал, что данными действиями судьи уклонялись от своих прямых обязанностей – всестороннее рассмотрение всех дел. В вышестоящей инстанции пояснили, что во время расчета стоимости компенсации обязательно нужно учитывать рыночную стоимость транспорта с учетом спроса и предложения, и не стоит зацикливаться на той цене, которую указывают в договоре купли-продажи. Ведь причины заниженной цены могут быть самыми разными, к примеру, предыдущему владельцу настолько срочно понадобились деньги, что он продал ТС гораздо ниже рыночной стоимости. Да, настоящему владельцу в этом повезло, но все-таки закон обязует компенсировать гибель имущества в размере реальной его стоимости.

Так что Верховный суд отменил решение предыдущих инстанций и отправил дело на повторное рассмотрение.

02.05.2017

Добавить комментарий