Что такое автомобильный СПИК и чем он отличается от промышленной сборки?

Иностранные автосборочные производства, впервые развернувшиеся в нашей стране, изначально работали в режиме промышленной сборки. Сейчас же Минпромторг специально разработал альтернативный вариант инвестконтракта для автомобилестроительной отрасли (СПИК).

В промежуток времени с 2005 до 2011 года все автокомпании подписывали соответствующее соглашение с правительством — о промсборке в первой редакции. Таким образом, они брали на себя обязательства по локализации производства. Согласно данному документу, есть несколько функций, которые обязан выполнить автопроизводитель, взамен он получал некие льготные условия для своей работы. К примеру, в соглашении присутствовал перечень автокомпонентов, которые ввозились в Россию. А их импорт производился с пониженными пошлинами на протяжении всего срока подписанного документа. А общее количество ввозимых деталей каждый год должно было уменьшаться.

В то время подобная схема была оптимальной. Но потом Минпромторг принял решение изменить условия промсборки, он предложил автомобильным компаниям взять на себя ответственность не по уменьшению списка ввозимых компонентов, а по получению определенного процента уровня локализации производства. Процент можно было вычислить по формуле, которая составляла соотношение рублевой стоимости компонентов к рублевой цене выпущенного авто. В самом начале данный процент мог составлять 30%, но за несколько лет он должен был возрастать до 60-70%. При этом существовал индивидуальный договор с указанным процентом для каждого автопроизводителя.

При этом автопроизводители оказались хитрыми и продолжали ввозить комплектующие из-за рубежа, находя разнообразные лазейки и игнорируя обязательство увеличения локализации различными способами.

И сейчас Минпромторг принял решение изменить «правила игры», путем ввода автомобильного СПИКа (спец.инвестконтракта). Он предполагает составление четких требований по изготовлению автокомпонентов, а также требований для автопроизводителей, которые взяли на себя обязательства по применению российской продукции.

Для предприятий автопрома, в рамках автомобильного СПИКа, будет увеличен минимальный порог инвестиций (сейчас он равняется 750 млн рублей). Также будет определена конкретная доля от выручки, которую станет необходимо переводить в научно-исследовательские, а также опытно-конструкторские работы. К тому же будет определен минимальный объем допустимого экспорта продукции.

Изменения коснутся и господдержки автопрома, теперь она станет направлена не на определенных производителей, а на конкретную инновационную продукцию, которую производят на территории России, применяя технологические операции, в том числе штамповку деталей кузова, окраску, сварку, производство редукторов мостов, коробок передач, двигателей, производство систем безопасности, кузовной электроники, помощи водителю, производство электромоторов, а также накопителей энергии. В общем, можно понять, что правительство старается заставить автопроизводителей полностью отказаться от импорта деталей и узлов в пользу их местного производства.

Существующий сейчас СПИК предусматривает инвесторские вложения в минимальном размере 750 млн рублей (на создание и модернизацию производства), длительность контракта может составить максимум 10 лет. А со стороны государства обеспечиваются стабильные условия ведения бизнеса, а также специальные региональные меры стимулирования. Для инвестора существуют специальные условия, позволяющие снизить налоговую ставку на прибыль, вплоть до нуля.

В том случае, если большая часть агрегатов и узлов будет собираться в России, то цены на автомобиль смогут снизиться, при этом некоторые автопроизводители прогнозируют полностью противоположное изменение цен, в большую сторону. Ведь некая часть автокомпонентов вовсе не изготавливается в России, а если ее и собирают, то она вызывает большое количество нареканий по качеству. Поэтому доля импортных запчастей будет высокой, а цены на них постепенно станут возрастать.

Но тем не менее СПИК постепенно продвигается, и контракт уже заключен с такими компаниями, как «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус» (двигатели во Владивостоке), «Мерседес-Бенц рус» (производство легковых авто в МО). В ближайшее время среди их клиентов появятся BMW (производство авто в Калининграде), Volvo Group (трансмиссия в Калуге), Hyundai (двигатели), «Даймлер КамАЗ рус» (каркасы и кабины грузовиков).

27.09.2017

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.